Эксперт не исключил, что Россия может затянуть переговоры по разблокированию коммуникаций
ՔԱՂԱՔԱԿԱՆՈՒԹՅՈՒՆБенефициаром коридора Север-Юг ЕС не является. Этот коридор изначально был сформирован при непосредственном участии и по инициативе России в 2000-2002 годах в ответ на поддерживаемый Западом, в том числе ЕС, транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), который выстраивался по маршруту Восток-Запад, и его неотъемлемой частью является железная дорога Баку-Тбилиси-Карс.
Об этом в беседе с корреспондентом Новости Армении - NEWS.am заявил доктор политических наук, эксперт по энергетической безопасности Ваге Давтян. «Здесь мы наблюдаем за следующей политической конфигурацией: коллективный Запад и Турция с одной стороны, с другой – Россия, Китай и Иран. В последний ряд входит также Индия, которая, несмотря на проблемы с Китаем, тем не менее, с точки зрения транспортного коридора придерживается стратегии Север-Юг. Я никогда не слышал от ключевых российских политиков о так называемом коридоре через Сюник, который связал бы Турцию и Азербайджан. Речь в целом идет о разблокировании коммуникаций.
Это целая стратегия, под которую может подпадать также разблокировка коммуникаций по северному маршруту из Иджевана через Азербайджан на Северный Кавказ. Однако Россия, являясь ключевым игроком в регионе, не нацелена на то, чтобы складывать все яйца в одну корзину и ведет диверсифицированную политику в отношении всех игроков. Поэтому я бы не стал говорить, что интересы Баку и Москвы здесь совпадают, хотя этот дискурс в определенных кругах развит»,- отметил Давтян. Эксперт не исключил, что переговоры по разблокированию коммуникаций могут сильно затянуться. «Если мы посмотрим на глубинные процессы, то станет очевидно, что Север-Юг традиционно является коридором, который исходит и продолжает исходить из интересов России. Под это построена и вся правовая база.
Север-Юг нацелен на то, чтобы обеспечить связь между Балтийским регионом, в частности, Санкт-Петербургом и Мумбаи, ведутся активные переговоры с индийской стороной. Более того, в июне первый поезд из Санкт-Петербурга был направлен по маршруту Север-Юг через Персидский залив, Индийский океан и дальше в Мумбаи. Это говорит о том, что данное направление уже функционирует. Традиционно территория Армении рассматривалась неотъемлемой частью данного коридора, и под это выстраивались различные программы, в том числе Южная железная дорога и автомагистраль Север-Юг. Но поскольку Армения с инфраструктурной точки зрения не готова подключиться к коридору Север-Юг, то вышеназванная поставка груза была реализована через Азербайджан. То есть нужно сфокусироваться на конкуренции с Азербайджаном в плане участия в коридоре Север-Юг.
Если мы говорим о разблокировке коммуникаций в логике мегринского коридора, то здесь речь не идет о реализации коммерческих и пассажирских перевозок, потому что такие перевозки между Турцией и Азербайджаном успешно реализуются по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. Мегринский коридор нужен, в первую очередь, для военных перевозок с целью милитаризации Нахиджевана, формирования там военной базы. Это прекрасно понимает Иран, поэтому ведет активную лоббистскую работу в регионе по продвижению коридора Север-Юг.
Военные перевозки по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс от Турции и Азербайджана потребуют дополнительных процедур, что создает сложности ввиду того, что эта дорога интегрирована в проект «Один пояс, один путь». Кроме того, она интегрирована и в европейскую инициативу ТРАСЕКА»,- подчеркнул политолог.