Последний прихожанин пустой армянской церкви в Бангладеш
ՄՇԱԿՈՒՅԹВ армянской церкви в Бангладеш нет священника и верующих. Последний прихожанин - смотритель-индуист, выполняющий свой «священный долг» по сохранению реликвии бывшей коммерческой элиты города, пишет AFP.
Шанкар Гхош перекрещивается перед входом в поразительное бело-желтое здание, построенное 240 лет назад в Дакке. В то время в городе проживали сотни армян, диаспора, уходящая корнями еще в 16-ы век, и в конечном итоге выросла до видных торговцев, юристов и государственных служащих.
Последний известный потомок этой общины покинул Бангладеш несколько лет назад - но не раньше, чем доверил Армянскую апостольскую церковь Святого Воскресения Гхошу, который у прожил на ее территории половину своей жизни.
«Я люблю эту работу. Я считаю ее священным долгом, возложенным на меня», - сказал AFP 61-летний мужчина.
«Будь то церковь, храм или мечеть, я верю, что все для одного Бога».
Четыре десятилетия назад Гхош работал на джутовой фабрике - отрасли, основанной армянами в этом регионе, - где подружился с семьей, которая ей управляла. Через них он познакомился с церковным хранителем Майклом Джозефом Мартином, который пригласил Гхоша в качестве своего помощника.
Молодой человек переехал в церковный комплекс в 1985 году и больше не уезжал оттуда.
«Это дом Бога, и я думал, что никакая другая работа не подойдет мне лучше», - сказал Гош.
Его 30-летний сын родился на территории комплекса. Когда Мартин переехал в Канаду в 2014 году, он вручил своему протеже ключи от церкви.
Гхош стал постоянным хранителем церкви после того, как Мартин умер в прошлом году в возрасте 89 лет, и теперь его поддерживают армяне, живущие за границей, во главе с бизнесменом из Лос-Анджелеса Арменом Арсланяном, которые поддерживают работу церкви.
«Семья Гхош занимает особое место в нашей церкви», - сказал Арсланян AFP.
Гхоша привлекает спокойствие на территории в самом центре столичного района Арманитола, названного в честь армянской общины города.
Узкие и загруженные дороги, окруженные жилыми домами и оптовыми рынками, пролегали сразу за комплексом. Но внутри какофония звуковых сигналов гаснет, и из небольшого сада доносится пение птиц. Молодые пары и студенты собираются под деревьями сада, делясь личными моментами в тени.
Каждое утро Гхош выходит из дома, где он живет со своей женой и двумя детьми, чтобы открыть двери церкви и зажечь свечи на алтаре.
Он произносит внеконфессиональную молитву за 400 армян - некогда выдающихся членов Дакки, а теперь похороненных под аккуратными рядами надгробий рядом со зданием.
Несколько помощников помогают ему поддерживать церковь и кормят полдюжины бездомных собак, живущих на территории.
Крещения и еженедельные мессы в церкви не проводились уже несколько десятилетий.
Но церковь оживает каждую Пасху и Рождество, когда католический священник проводит службы в присутствии послов, находящихся в Дакке.
Гхош часто гуляет вокруг надгробий - самые ранние датируются 1714 годом, за несколько десятилетий до постройки церкви.
Возлагая цветок на могилу покойной жены Мартина Вероники - последней армянки, похороненной на территории в 2005 году - Гхош надеется, что останки ее мужа будут возвращены в Дакку. «Его место здесь, в этом прекрасном месте», - сказал он, добавив, что тоже надеется, что его похоронят на земле после его смерти. «Я только молюсь, чтобы со мной обращались так же, как с этими (могилами)».