Сочинская встреча разрядила напряжение
ՔԱՂԱՔԱԿԱՆՈՒԹՅՈՒՆПрошедшие 26 ноября в Сочи переговоры лидеров России, Армении и Азербайджана состоялись после резкого обострения ситуации на армяно-азербайджанской границе, когда Баку вторгся на суверенную территорию Армения. Лишь после серьёзных посреднических усилий российского руководства, в очередной раз выступившего в роли примирителя, боестолкновения были остановлены.
После разрешения приграничного конфликта Москва вернула лидеров Армении и Азербайджана за стол переговоров.. Во всяком случае, на некоторое время.
Итогом трёхчасовых переговоров стало подписанное лидерами России, Армении и Азербайджана нового совместного заявления. В нём, в частности, были зафиксированы договорённости, достигнутые по тем приоритетным вопросам, по которым, судя по всему, стороны пришли к предварительным решениям. Во-первых, это создание двухсторонней армяно-азербайджанской комиссии по делимитации государственной границы с её последующей демаркацией при консультативном содействии России. Причём, Владимир Путин заявил, что механизмы этого процесса будут созданы уже до конца года. Во-вторых, это конкретные шаги по разблокированию транспортных коммуникаций в регионе. Данный вопрос уже находится в ведении трехсторонней комиссии в формате вице-премьеров.
Армянский премьер заявил, что встреча прошла в позитивной атмосфере, стороны обсудили все ранее намеченные вопросы: «Мы уточнили позиции, и оказалось, что по некоторым вопросам у нас нет никаких разночтений, как казалось до этой встречи». Пашинян также выразил готовность Армении «открыть эру мирного развития для нашей страны и для нашего региона». Судя по утверждениям Ильхама Алиева, он также удовлетворён результатами сочинского рандеву.
Естественно, что подобные заявления лидеров стран, находящихся друг с другом в состоянии войны, отнюдь не означают, что встреча на берегу Чёрного моря привела к серьёзному прорыву в урегулировании армяно-азербайджанских отношений. Глубокие разногласия по-прежнему сохраняются. Судя по всему, пришло время, когда, по причине геополитической конъюнктуры или же объективных реалий, Ереван и Баку должны пойти на конкретные шаги по стабилизации ситуации в регионе. Другой вопрос, насколько реальна их реализация и в какие сроки.
Как очевидно, в подобном сценарии развития ситуации заинтересована, в первую очередь, Россия. Дальнейшая неопределённость во взаимоотношениях между Арменией и Азербайджаном чревата непредсказуемыми последствиями на юге Закавказья.
Этот регион, начиная с прошлогодней 44-дневной войны в Нагорном Карабахе, постепенно становится центром притяжения мировых игроков. Пример Сирии свидетельствует о том, что чем больше стран будут стремиться к углублению своего влияния в конкретном регионе, тем больше вероятность его дестабилизации. Закавказье сегодня находится в зоне геополитических интересов России, Турции, Ирана, в меньшей степени, США и Евросоюза. Растет здесь активность Израиля, Великобритании, Китая, Индии, Пакистана.
При подобном раскладе Москва, безусловно, предпринимает усилия, чтобы, как максимум, вернуть себе контроль над регионом, который был потерян в связи с распадом СССР. И, как минимум, играть определяющую, если не лидирующую, роль, а также усмирить амбиции, в первую очередь, других региональных государств – Турции и Ирана.
Тем не менее, если Москве не удастся «разрулить» ситуацию в армяно-азербайджанских отношениях, ей придётся уступить свои позиции в Закавказье, что, в свою очередь, приведёт к неминуемым проблемам для неё, как на остальном Кавказе, так и на находящемся неподалеку Ближнем Востоке. Именно этим обстоятельством можно объяснить нынешние шаги России, которая продолжает оставаться медиатором, предпринимающим конкретные действия по развитию диалога Ереван-Баку.
Как представляется, Москве в целом пока удаётся держать ситуацию под контролем. Вопрос лишь в том, связано ли это с тем, что другие игроки, в частности Турция, в силу определённых договорённостей, сегодня склонны не очень мешать ей, или же это входит в логику нынешнего переформатирования региона.